С наступлением холодов у заказчиков вновь возникает интерес к бетонированию в зимних условиях.
В конце сентября-начале октября, когда ночные температуры опускаются до −3…−5°C, актуальной становится заливка ленточных фундаментов. Главное условие успешной работы — достижение бетоном минимальной прочности (10% от проектной) до наступления заморозков. Рекомендуется проводить заливку в дневное время и укрывать бетон пленкой и теплоизоляцией (например, изолоном, геотекстилем, пеноплексом) для сохранения тепла и набора прочности. О готовности можно судить по гладкой поверхности без сколов после снятия опалубки.
При температурах ниже −3…−7°C необходимо использовать бетон с морозостойкими добавками, выдерживающими до -15°C. В таких ситуациях требуется многослойное утепление или применение матов с подогревом (при наличии электроэнергии). Также используются «тепляки» с тепловыми пушками, при этом важна пожарная безопасность.
Противоморозные добавки предотвращают замерзание смеси при транспортировке и укладке, но не исключают прогрев бетона.
В конце сентября-начале октября, когда ночные температуры опускаются до −3…−5°C, актуальной становится заливка ленточных фундаментов. Главное условие успешной работы — достижение бетоном минимальной прочности (10% от проектной) до наступления заморозков. Рекомендуется проводить заливку в дневное время и укрывать бетон пленкой и теплоизоляцией (например, изолоном, геотекстилем, пеноплексом) для сохранения тепла и набора прочности. О готовности можно судить по гладкой поверхности без сколов после снятия опалубки.
При температурах ниже −3…−7°C необходимо использовать бетон с морозостойкими добавками, выдерживающими до -15°C. В таких ситуациях требуется многослойное утепление или применение матов с подогревом (при наличии электроэнергии). Также используются «тепляки» с тепловыми пушками, при этом важна пожарная безопасность.
Противоморозные добавки предотвращают замерзание смеси при транспортировке и укладке, но не исключают прогрев бетона.

Перед заливкой опалубку очищают от снега и льда. Используется морозостойкий бетон с дозировкой добавок в зависимости от температуры (например, до -25°C при −10…−15°C). Для плит и стен применяется электропрогрев, для фундаментов и колонн — электродный. Термосный метод нежелателен при −10…−15°C, кроме массивных конструкций.
Пример организации тепляка при заливке бетонной плиты для автомойки самообслуживания закрытого типа можно посмотреть здесь

Бетонная смесь должна быть подвижной и без признаков замерзания. Замерзший бетон, почерневший, можно попытаться «раскачать» проводным электропрогревом, что снизит качество. Электродный прогрев в этом случае неэффективен.

Время прогрева бетона классов В15-В30 при +40°C составляет 1−2 суток для фундаментов и колонн, 2−4 суток для плит перекрытия. Снижение температуры увеличивает время. Не рекомендуется бетонировать несущие конструкции из бетона классов ниже В15 при отрицательных температурах.
Зимой время транспортировки бетонной смеси не должно превышать 1 час. Укладка и подключение электропрогрева должны быть выполнены в течение 2 часов.

Температура бетонной смеси при укладке должна быть не менее +5°C.
Бетонный завод зимой должен иметь бункеры для подогрева инертных материалов, навесы для их защиты и оборудование для подогрева воды. Важно соблюдать правила безопасности при работе с тепловым оборудованием и контролировать прогрев ночью.